Ногинский драматический театр
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи » Волхонка

Лёгкая тоска об утраченном времени

Лёгкая тоска об утраченном времени

Премьера на сцене Московского областного театра драмы и комедии


Ногинские поклонники театрального искусства имели удовольствие увидеть новую постановку заслуженного артиста России Валентина Варецкого «За двумя зайцами» по комедии Михаила Старицкого. Премьера этой музыкальной комедии с успехом прошла в Ногинске, на сцене Московского областного театра драмы и комедии.
Накануне премьеры состоялась пресс-конференция для местных СМИ. О новой постановке журналистам рассказали директор театра Юрий Педенко, режиссёр-постановщик Валентин Варецкий и художник спектакля по костюмам Елена Пиотровская.
Что же заставило Валентина Варецкого, главного режиссёра Московского областного театра имени Александра Островского, обратиться к пьесе классика украинской литературы Михаила Старицкого, которая написана в далёком 1873 году? Этот вопрос мы задали режиссёру-постановщику. Оказывается, пьеса с украинского языка переведена на русский классиком отечественной драматургии Александром Островским. И это немаловажно, ведь Островский в своём переводе сохранил примесь «киевского суржика», что делает речь и реплики главных персонажей очень комичными.

Классик украинской литературы написал эту комедию из мещанского быта по мотивам пьесы Ивана Нечуй-Левицкого «На Кожемяках». Знаете, что такое Кожемяки? Это район между киевским Верхним городом и Подолом, заселённым мещанами-ремесленниками и мелкими торговцами. Здесь и разворачивается действие пьесы.

На Подоле появляется некий законодатель европейских мод – сын цирюльника Свирид Петрович Голохвостый (в его роли на сцене нашего театра блеснул искромётным талантом актёр Иван Подымахин). Этот артистичный, эффектный и беспринципный щёголь пользуется особым вниманием у местных молодиц. Свирид Петрович любит шикарно одеваться, выпить, закусить и приударить за здешними дамами. Он промотал отцовское наследство, влез в долги, и за ним охотятся кредиторы, готовые упечь его в тюрьму. Свирид Петрович решил одним махом поправить своё незавидное положение.

Для этого он хочет использовать старый, но надёжный способ – жениться на богатой. И такая невеста в Подоле имеется. Это перезрелая и фасонистая барышня Проня, окончившая краткосрочный пансион и много возомнившая о себе. Она корит своих родителей за их необразованность, «простолюдинскую речь» и привычки (в роли Прони режиссёр занял в разных составах двух прекрасных актрис – Светлану Максимову и Елену Пашкову). Проня, без ума влюблённая в щёголя, боится, как бы родители её не оконфузили и не помешали сватовству.

Драматическая ситуация по ходу действия нагнетается после того, как Голохвостый вынужден был посвататься и к девушке Гале. Она бесприданница, но весьма недурна собой. Галя, правда, любит другого, но её энергичная мама, торговка яблоками, делает так, что помолвка её дочери и Свирида Петровича происходит накануне его венчания с Проней.

Герой «влип», погнавшись за «двумя зайцами», и что из этого получилось в постановке Валентина Варецкого, зрители могут узнать, побывав на его новом спектакле. В известную пьесу Михаила Старицкого режиссёр внёс немало новаторских ходов и экспериментальных решений, что сделало этот музыкальный спектакль непохожим ни на какие другие интерпретации этой классической комедии.

Любители кино, наверное, хорошо помнят художественный фильм «За двумя зайцами», который в 1961 году поставил на киностудии имени Довженко режиссёр Виктор Иванов. Главную роль разорившегося цирюльника в этом фильме блистательно сыграл Олег Борисов. По пьесе Старицкого в 1990 году сняли художественный фильм и в США. Эту пьесу классика украинской литературы сегодня называют «бесспорным лидером среди комедийных бестселлеров». Александр Горбань поставил её в Московском академическом театре имени Вахтангова. Пьеса «За двумя зайцами» в разных сценических интерпретациях идёт и в российских, и в украинских, белорусских театрах, и везде неизменно пользуется успехом у публики.

Как объяснил Валентин Варецкий на пресс-конференции, тема «блистательных проходимцев и пройдох», которые способны на любые ухищрения и даже преступления ради наживы, остаётся злободневной и в наши дни. Если пьеса Михаила Старицкого и по сей день не сходит с театральных подмостков, значит, она не потеряла своей актуальности и силы воздействия на современного зрителя.

На генеральный прогон спектакля публика буквально ломилась в зрительный зал. Не было свободных мест в зале и на премьере. Валентин Варецкий мастерски углубил границы комедийного жанра и предложил новые выразительные возможности для увлекательного прочтения пьесы. В этом ему очень помог выдающийся современный хореограф Алишер Хасанов. Вклад Хасанова в создание образов персонажей настолько весом, что в программках спектакля он фигурирует как режиссёр по пластике. Не секрет, что характер человека отражается в его походке. Сценическая же походка наиболее ярко характеризует персонаж.

И тут режиссёр по пластике просто творит чудеса. Пожалуй, на этот спектакль можно было бы сходить уже ради того, чтобы посмотреть, как оригинально и по-театральному вычурно двигаются персонажи. А в каких диковинных позах и ракурсах они предстают перед зрителями, заслуженно срывая аплодисменты?! К тому же наши актёры актрисы ещё классно танцуют и поют, по-новому раскрывая перед восторженными зрителями свои сценические таланты.

Кроме блестящей игры Ивана Подымахина и Светланы Максимовой, стоит отметить занятых в этом спектакле заслуженных артистов России Андрея Троицкого (Прокоп Свиридович Серко), заслуженной артистки Московской области Елены Охапкиной (Секлита Пилиповна Лымариха), Михаила Руденко (Кирилл), Леонида Ильина (квартальный), заслуженных артистов Московской области Александра Мишина (Орест), Ирины Рыжаковой (Явдокия Пилиповна Серко), Марианны Лукиной (Мерония), Фёдора Казакова (1-й парубок) и других. Валентину Варецкому удалось добиться ансамблевой слаженной игры всех 22 артистов и актрис, занятых в этом спектакле. А это, поверьте, очень сложная работа.

Режиссёр-постановщик и режиссёр по пластике заставили нас не только почувствовать извилистые грани комедийного жанра, местами плавно перетекающие из музыкального водевиля в любовную драму. У них получился не специфический украинский спектакль. Он хоть и сохранил местечковое обаяние, но одновременно наполнился новым объёмом и звучанием. Даже музыка известного украинского композитора Вадима Гомоляки, написанная им к одноимённому фильму Виктора Иванова, использована в современной интерпретации.

Художник по костюмам Елена Пиотровская известна знатокам театра по оформлению спектакля «Поминальная молитва» и другим постановкам в Московском театре имени Ленинского комсомола. Она призналась журналистам, что создавала для персонажей костюмы, стилизованные под украинский лубок. Вместе со сценографом Валерием Болдыревым они с большим пиететом отнеслись к украинскому быту и культуре. По художественному оформлению спектакля чувствуется пульс времени и малороссийского быта, в котором живут персонажи.

Художники нашли достаточное смелое колористическое решение для оформления спектакля. В костюмах персонажей используется в основном два цвета – красный и зелёный. Красный символизирует любовь, зелёный – жизнь.

Валентин Варецкий честно признался на пресс-конференции, что на последнем прогоне он заметил, где ослаблялся темп или случались некие длинноты в ритме спектакля, неточности в отдельных оттенках интонаций. Замеченные «неточности» и сбои будут устраняться уже по живой театральной ткани. Это в художественном фильме нельзя ничего поправить, а включённый в репертуар спектакль можно совершенствовать в процессе его дальнейшего проката.

Эту работу Валентин Варецкий будет вести вместе с Александром Мишиным, который является ассистентом режиссёра в спектакле. В целом режиссёру-постановщику удалось передать сатирическую направленность пьесы. Он углубил прочтение этой комедии и романтическим флёром, и возвышенным трагизмом, и изысканным поэтическим духом.

– Многие из нас забыли, как раньше любили, как красиво ухаживали за дамами... Мы забыли простые истины. И одна из них: все имеют право на счастье, – сказал Валентин Варецкий на пресс-конференции, – даже дурная внешностью и характером Проня...

Режиссёр нашёл смелый романтический ход, изменив финал пьесы. Этот ход демонстрирует немеркнущие ценности любви. В финале героя-прохвоста сажают в долговую яму, и влюблённая в него Проня отважно и безрассудно следует за ним. А потом они взлетают над суетным мирским бытом и оказываются в ореоле возвышенных чувств.

Виталий ПОПОВ



Источник: http://volhonka-press.ru/index.php?PageName=%EE%E4%ED%E0%20%F1%F2%F0%E0%ED%E8%F6%E0&PageData=1438&PageBack=%F0%E5%E7%F3%
Категория: Волхонка | Добавил: Алиса67 (17.05.2013)
Просмотров: 1414 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 20.04.2024, 01:31
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Наши польские гастроли [2]
Волхонка [40]
Другие газеты [54]
Друзья сайта

Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 101
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz