Ногинский драматический театр
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи » Волхонка

Валерий Лиховид

Призвание не выбирают

Валерий Лиховид 30 лет покоряет зрителей на сцене Ногинского драматического театра


C актёром Валерием Лиховидом мы встретились в его гримёрной после прогона спектакля «Женитьба» по известной пьесе Гоголя. Её поставил в 2005 году тогда главный режиссёр театра Валентин Варецкий. В этой пьесе Лиховид не только играет (здесь он занят в роли Кочкарёва). Он ещё и второй режиссёр спектакля.
После перерыва, вызванного ремонтом стационарного здания театра, спектакль «Женитьба» вновь введён в репертуар. Поэтому и понадобился дополнительный прогон. Так я стал зрителем этого чудного спектакля, получил удовольствие от игры занятых в нём актёров – народного артиста России Юрия Грубника в роли надворного советника Подколёсина, заслуженного артиста России Виктора Башинского (экзекутор Яичница), заслуженного артиста России Виктора Потрясова (моряк Жевакин), Владимира Драковского (отставной пехотный офицер Анучкин), Марианны Лукиной (купеческая дочь Агафья Тихоновна) и других. Подивился слаженности актёрского ансамбля. Узнал, какую важную роль играет свет. Валерий Лиховид обратился к осветителю, чтобы тот «правильно поставил свет», когда он в одной из мизансцен произносил свой коронный монолог. Красноватый свет так должен был падать на лицо актёра, чтобы зритель догадался: «Лиховид-то не друга Подколёсина играет, а чёрта!». И, как я убеждаюсь в последующем разговоре с Валерием Михайловичем, он действительно играет в этой пьесе роль человека, в которого вселился чёрт. Его герой с энтузиазмом, энергично отстранив сваху, берётся устроить женитьбу друга. «Я тебя так женю, что и не услышишь!» – обещает он Подколёсину. Почему друг блаженствует в холостяках, в то время как сам Кочкарёв вынужден влачить тяжкие цепи Гиенея? Нет, надо помочь другу испытать все «жгучие прелести» женатого человека. Пусть Подколёсину будет так же тяжко, как и ему! И сколько изобретательности проявляет Кочкарёв, чтобы ускорить ход событий и соединить узами брака Подколёсина и конфузливую невесту Агафью Тихоновну! Ведь когда ближнему твоему хорошо, а тебе плохо, надо сделать так, чтобы и ему было плохо!
В премьерном спектакле по пьесе Александра Островского «Доходное место», которую поставил главный режиссёр театра Сергей Кутасов, Валерий Лиховид снова играет чёрта. В пьесе классика отечественной драматургии этой роли нет. Её ввёл сам режиссёр, художественно переосмыслив и сегодня очень современную пьесу. Режиссёр придумал новаторскую конструкцию спектакля. Роль Лиховида обозначена как Неизвестный. Однако проницательный зритель догадывается, что за таинственный образ создаёт актёр. Создаёт очень корректно – тонкими штрихами, выверенными жестами, мимикой. Чёрт в исполнении Лиховида не стремится очаровать главных и второстепенных лиц манящими «цветами зла». Каждый из персонажей самостоятельно делает свой выбор на пути к благосостоянию, к естественному для чиновничьей среды взяточничеству, которое ведёт их к материальному процветанию. «Да это и не взятки вовсе! – уверена вдова коллежского асессора Фелисата Герасимовна Кукушкина (её роль колоритно исполняет заслуженная артистка России Надежда Гуртовенко). – Это благодарность за труды и хлопоты!»
Чёрт Валерия Лиховида со зловещей мизансцены начинает действо и в конце спектакля с такой же символической значимостью его закольцовывает. В течение спектакля он ненавязчиво появляется на сцене 32 раза! Незнакомец молча раскуривает сигару и попыхивает клубами дыма, и табачный запах проникает со сцены в зал. Чёрт как бы говорит: «Живи и помни: когда-нибудь ты умрёшь и придётся отвечать за свои поступки... Если не в этой жизни, то в загробном мире...» Этот постулат обращён к нам, зрителям.
Зато как вольготно фрондёрствуют на сцене непотопляемые чиновники Аристарх Владимирович Вышневский (Виктор Башинский) и Аким Акимыч Юсов (Юрий Грубник). У Островского, как мы помним, автор приводит этих героев к закономерному краху – за казнокрадство и мздоимство их ждёт неизбежный суд. Но в современной интерпретации пьесы режиссёр акценты расставляет иные: «Кого под суд? – бестрепетно ёрничают на сцене Вышневский и Юсов. – Нас? Да мы неподсудны!» Это в XIX веке их ждало бы неминуемое судебное наказание, а в нынешние времена, когда Фемида в нашей стране бдит избирательно, чиновники уверены: пока «сверху» не дана команда «мочить», с помощью всесильных протеже они выйдут из воды сухими.
Беседовать с Валерием Лиховидом – одно удовольствие. Он – неисчерпаем. «Если и музыка нас покинет, что будет тогда с нашим миром?» – цитирует он Гоголя. О Гоголе ли, Островском, Чехове, Шварце, Горине, иных мэтрах драматургии с ним можно говорить часами. Лиховид прекрасно разбирается в теории театра. Оперируя системой Станиславского, он, пожалуй, любой известный спектакль или роль (из постановок отечественной и мировой классики) может разобрать, что называется, «по косточкам».
– Правда жизни на сцене не самоцель, – уверен Лиховид. – Правда чувств должна быть! Мы, актёры, как хорошо настроенные музыкальные инструменты, задаём условия игры. От нас зависит, какие чувства возникают у зрителей в зале. Любая пьеса, по сути, укладывается в анекдот, как, допустим, у Гоголя или у Островского. Гоголь даёт ключ к жанру. Музыка его текста задаёт ритм. И вдруг – бац! Фрак-то готов! Пора жениться!.. – это Лиховид рассуждает по поводу «Женитьбы» Гоголя. – Подколёсин в последний момент выскакивает из-под колеса судьбы – сигает из дома невесты в распахнутое окно, спасается постыдным бегством! Согласитесь, нам бы многим хотелось, чтобы что-то изменилось в нашей жизни к лучшему, но мы сами не хотим делать для этого никаких усилий...
Разговор заходит и о катарсисе – очищении, которое должно произойти в душах зрителей через потрясение, вызванное игрой актёров. У того же Гоголя или Островского катарсис заложен в самой драматургии. Актёры же – передаточный механизм от заложенной в пьесе идеи к психологической глубине создаваемых актёрами образов.
Однако я тяну Лиховида от катарсиса к истокам его актёрской судьбы – выпытываю, как и в каком возрасте он решил стать артистом?
Ещё в первом классе на избитый вопрос взрослых о том, кем он хочет стать, Валерий отвечал: «Артистом!» И ведь стал! Кто ему помог? Наверное, раздумывает актёр, сказалось влияние мамы. Тамара Пантелеевна отдала сына в детскую музыкальную школу, где Валерий учился по классу скрипки. Она устраивала детские уличные представления, для которых сама писала сценарии и выступала в качестве режиссёра.
Родился Валерий в 1959 году в Краснодаре, но в двухлетнем возрасте мама со старшей сестрой Светой отправила его в Кисловодск к бабушке, Татьяне Митрофановне, куда впоследствии переселилась вся их семья.
В Кисловодске в санаториях и пансионатах были летние кинотеатры, в которых крутились отечественные и зарубежные фильмы. Конечно, Лиховид посмотрел и экзотического «Тарзана», и «Маугли». Потрясающие возможности искусства кино сказались на игре его воображения. Учительница по литературе заметила, что Валерий очень любит поэзию Лермонтова, и стала просить его на школьных вечерах почитать классика. Валерий с чувством читал «Я не унижусь пред тобою», «Бородино», «Выхожу один я на дорогу», отрывки из «Мцыри» и «Демона». С одноклассницей они подготовили к какому-то празднику отрывок из «Маскарада».
С юных лет в нём зажглась «театральная искра», которая впоследствии привела его в Москву, где он стал студентом Высшего театрального училища имени Щепкина при Малом академическом театре. И об этом выборе он никогда не жалел. Их курс вёл легендарный театральный мастер Владимир Багратович Монахов. Валерий учился на одном курсе с Олегом Меньшиковым, Игорем Волковым, Юрием Грубником, Виктором Башинским, Андреем Троицким и другими увлечёнными театром ребятами. Будучи студентами, они играли эпизодические роли на сцене Малого театра с такими актёрами, как Игорь Ильинский, Михаил Царёв, Елена Гоголева, Валерий Носик, Виктор Павлов, братья Юрий и Виталий Соломины, у которых, без сомнения, можно было очень многому научиться.
– Это было для нас великолепной школой, – вспоминает Валерий Лиховид. – Они приподнимали нас.
Теперь, после тридцати лет работы в Ногинском драматическом театре, Валерий Лиховид с однокурсниками по Щепкинскому училищу Юрием Грубником, Виктором Башинским, Андреем Троицким и другими замечательными артистами нашей труппы уже сами стали мэтрами и щедро передают молодёжи накопленный опыт. Валерий Лиховид занят во многих спектаклях сегодняшнего репертуара. Стоит вспомнить его блистательные работы в спектаклях по трагикомедии Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы», по пьесе Григория Горина «Кин IV», в комедиях Мольера «Мещанин во дворянстве», Шекспира «Мера за меру», Эдуардо де Филиппо «Брак по-итальянски» и многих других. В изумительной постановке пьесы Э. Ионеско «... Да здравствует король» Валерий Лиховид не только мастерски играет роли доктора, палача, бактериолога и астролога, но и создаёт вместе с Андреем Троицким все декорации. Спектакль для детей «Красная Шапочка» по пьесе Евгения Шварца он поставил уже как режиссёр-постановщик.
Восхождение актёра к вершинам театрального искусства продолжается. Этот процесс не знает границ...

Виталий ПОПОВ
Фото Дмитрия АБРАМОВА

Категория: Волхонка | Добавил: noginskiteatr (16.10.2011)
Просмотров: 1501 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 29.03.2024, 15:12
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Наши польские гастроли [2]
Волхонка [40]
Другие газеты [54]
Друзья сайта

Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 101
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz