Это единственный из всех шести областных государственных театров,
который находится на территории Московской области. В начале года он
распахнул для зрителей свои двери после капитального ремонта, длившегося
пять лет. Теперь это настоящий храм искусства - с роскошными
интерьерами, современным техническим оборудованием. Однако за годы
неустроенности, вынужденного пятилетнего «антракта»
в связи с реконструкцией здания, он утратил свои лидирующие позиции в
художественном творчестве. А ведь слава его гремела не только по
Подмосковью. Новым директором Ногинского государственного театра
назначен Юрий ПЕДЕНКО,
до этого работавший заместителем начальника управления искусств и кинематографии в министерстве культуры Московской области.
- Чем порадует зрителей обновлённый театр в новом сезоне, Юрий Евгеньевич?
- Мы открыли сезон 21 октября спектаклем «Мещанин во дворянстве» по
пьесе Мольера, который с большим успехом идёт на нашей сцене вот уже 11
лет. 26, 27 ноября и 3 декабря состоится премьера спектакля «Гипнотизёр»
по пьесе Василия Сигарева «Детектор лжи» с участием как наших актёров,
так и приглашённых ведущих артистов столичных театров. В декабре покажем
капитально восстановленный спектакль «Блэз» по пьесе Клода Манье, также
состоится юбилейный вечер звёздной пары - народного артиста России Юрия
Стоскова и заслуженной артистки России Тамары Гавриловой, который
пройдёт под названием «50 лет служения Ногинскому театру». В феврале
пройдёт премьера детской сказки «Кот в сапогах». В 2012 году планируем
выпустить ещё 3 - 4 спектакля, сейчас ведутся переговоры с
режиссёрами-постановщиками.
- Юрий Евгеньевич, вы пришли в театр в непростое для него время. С чем пришли? Какие его ждут перемены?
- За время работы в министерстве культуры Московской области мне
посчастливилось общаться с ведущими театральными и общественными
деятелями, что позволило приобрести неоценимый опыт и необходимые
знания, которые невозможно получить ни в одном учебном заведении.
Театр - живой организм, и если коллектив остановился в своём развитии, у
артистов пропадает интерес к работе, труппа разваливается, театр
умирает.
Слава богу, в нашем регионе благодаря моральной и материальной поддержке
правительства Московской области, а также большинства руководителей
муниципальных образований культура в целом и театральное искусство в
частности активно развивается.
Кто мог поверить, что в период жесточайшего финансового кризиса
закончится капитальный ремонт нашего театра после пожара? Большое
спасибо всем, кто помогал в его реконструкции.
Всё это накладывает на коллектив большие обязательства, а с учётом того,
что театр является центральной сценической площадкой в городе,
заставляет нас искать новые формы работы со зрителем.
Поэтому необходимо постоянно обновлять репертуар и проявлять себя в
разных жанрах, чтобы заинтересовать различные слои населения, привлечь
молодёжь. На театре как учреждении культуры лежит большая
ответственность в духовном воспитании, просвещении и культурном досуге
жителей Подмосковья, он не может держаться только на классике и драме, а
должен охватывать все сферы искусства. Не каждый ногинчанин позволит
себе ездить в Москву на хорошие спектакли или концерты - а мы предложили
горожанам самую разнообразную афишу. Но сразу уточняю: чего точно в ней
не будет - так это попсы.
Хотя жители района и города любят наш театр, но они не прощают нам
халтуры и безвкусицы и своим кошельком быстро покажут своё отношение к
той или иной нашей работе.
Каждую среду наш театр приглашает зрителей на программу «У нас в
гостях», в которой выступают лучшие исполнители - подмосковные,
российские, зарубежные коллективы.
В сентябре на нашей сцене выступали Государственный симфонический
оркестр им. Светланова, праздничный хор Московского Свято-Данилова
монастыря, Московский театр «У Никитских ворот». В октябре свои
спектакли показали областные театры – Камерный и МОГТЮЗ, состоялся
спектакль-бенефис народной артистки России Екатерины Васильевой. 8
ноября прошёл торжественный вечер, посвящённый Дню сотрудника
правоохранительных органов, в рамках которого дал концерт Губернаторский
оркестр Московской области. Далее в нашей афише – гастроли Польского
драматического театра из города Плоцка Мазовецкого воеводства, спектакль
«Персидская сирень» с участием Лии Ахеджаковой и Михаила Жигалова,
выступление муниципального театра из Лобни. На декабрь запланированы
концерты народного артиста России Сергея Захарова с оркестром «Русские
узоры» и мировой легенды Робертино Лоретти. В фойе развернём постоянно
действующую выставку художников Подмосковья.
- Как вы оцениваете творческий потенциал вашего коллектива?
- Театр пока работает без главного режиссёра и главного художника,
приглашённые постановщики помогают завершить работу над спектаклями,
которые я уже назвал. Творческий потенциал театра высок, в труппе два
народных артиста России и девять заслуженных, много заслуженных артистов
Московской области. Очень сильный художественно-постановочный персонал:
в пошивочном, реквизиторском, бутафорском, машинно-декорационном и
других цехах работают настоящие умельцы, фанаты своего дела.
Но труппу надо пополнять молодыми актёрами, и эту работу мы начнём уже в
ближайшее время. При Ногинском театре была детская театральная студия,
из которой вышла плеяда талантливой молодёжи. Такие, как актёр Александр
Мишин, заведующая труппой Яна Тульчинская и другие. Мы вернёмся к этой
теме: возобновим работу студии, будем сами воспитывать таланты для
театра, вводить ребят в свои спектакли. Но выращивать артистов - не
единственная цель студии, это прежде всего воспитание детей. Детской и
молодёжной аудитории мы намерены уделять большое внимание. Есть
договорённость о сотрудничестве с отделом образования: будем готовить
спектакли для школьников по произведениям в рамках учебной программы.
- Посещение театра в наши дни становится роскошью, не доступной для
многих истинных любителей искусства, потому что цены на билеты
«кусаются». А как у вас?
- Думаю, вы согласитесь со мной, что театр - то место, куда нельзя
человека затаскивать насильно, он должен прийти сюда по доброй воле, и
это удовольствие не может быть для него бесплатным. Мы ограничены
платёжеспособностью населения и не можем устанавливать высокие цены на
билеты - они у нас весьма умеренные. А для социально незащищённых групп
населения мы сделали 50-процентную скидку, на любой спектакль для них
есть специально выделенные места. Мы также проводим целевые спектакли
для детей-сирот, инвалидов, ветеранов.
- В наше время театру трудно выжить без меценатов. У вас они есть?
- К счастью, да. Мы однажды обратились к руководителям Ногинского союза
промышленников и предпринимателей - президенту Николаю Вусику и
председателю совета директоров Олегу Волчкову, и не только увидели
желание помочь, но сразу получили моральную и материальную поддержку.
Достигнута договорённость о проведении ремонта в подсобных помещениях
театра, предприниматели и организации города и района помогут также
материалами для декораций и костюмов. В нынешние времена только на
бюджетном финансировании театру невозможно развиваться. Без поддержки
меценатов мы не сможем существовать, тем более если готовимся перейти в
государственное автономное учреждение. Вся наша большая работа ведётся в
преддверии того, что в 2012 году в театре поменяется форма управления,
сейчас разрабатываются правоустанавливающие документы.
- Вы уже чётко представляете себе, какие плюсы извлечёте из этого перехода?
- Есть какие-то сомнения, поскольку дело новое, не так много театров уже
решились работать автономно. Наверное, на начальной стадии это будет
время проб и ошибок. Но, главное, – мы надеемся: у нас будут развязаны
руки в использовании собственных средств на нужды театра (это и новые
постановки, и гастроли, и фестивальная деятельность, и многое другое, с
чем приходится сталкиваться практически ежедневно и что невозможно
предусмотреть при планировании ежегодной сметы расходов). Например, мы
могли бы заработать и купить транспорт для театра, а сейчас мы его
приобрести не можем. На это необходимо получить бюджетные средства, а их
не всегда хватает, пройти через конкурсы, а над всем этим -
несовершенное законодательство, которое, к сожалению, не учитывает
специфику сферы культуры по некоторым позициям.
Конечно, репертуарный театр не проживёт без государственного задания, но
на какие-то свои проекты он должен зарабатывать сам, и в этом
направлении мы будем двигаться.
- Можно предполагать, что художественный уровень театральных постановок вырастет?
- Мы будем к этому стремиться. А творческий уровень труппы и профессиональных служб позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
Беседовала Лидия КУДИНОВА
http://enp-mo.ru/articles/articles_569.html
|