Ногинский драматический театр
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи » Другие газеты

Блокадный треугольник
Завершение театрального сезона
Виталий ПОПОВ
Ногинский драматический театр завершил очередной сезон спектаклем по пьесе мэтра советской драматургии Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». Премьера этого спектакля состоялась в мае прошлого года на сцене районного Дома культуры, когда стационарное здание театра ещё было на ремонте. Им и завершился 81-й театральный сезон уже в капитально отремонтированном здании.
Пьеса Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» впервые была опубликована в журнале «Театр» в январе 1965 года. В этом же году её поставил на сцене «Театра на Малой Бронной» известный режиссёр Анатолий Эфрос, который с выверенной психологической точностью рассказал о судьбах трёх героев блокадного Ленинграда – Лики, Марата и Леонидика. С тех пор пьеса Арбузова с успехом шла на многих сценах столичных и провинциальных театров. В разное время к ней обращались взоры именитых режиссёров – Леонида Хейфица, Игоря Владимирова, Адольфа Шапиро, Сергея Арцибашева, Андрея Прикопенко и многих других. Уже в постперестроечные времена пьеса шла на сцене Питерского БДТ имени Товстоногова, в «Театре на Покровке», в театре «Приют Комедианта» и других. Так или иначе режиссёры разных поколений продолжают обращаться к трогательная истории о трёх героях, об их неизбывной любви, зародившейся в блокадном городе. Время только аккумулирует силу их любви. Герои пьесы проявляют благородную жертвенность ради счастья друг друга. В 1942 году юная Лика утверждала: «Человек должен жертвовать всем для другого». Это – пьеса не только о любви, о романтических надеждах и мечтаниях героев, их взаимоотношениях, но и о том, как перипетии рутинного быта могут не только приземлить и испепелить души прекрасные порывы, но и превратить человека в некую функцию, в ходячего «покойника».
Действие пьесы разворачивается в трёх временных измерениях: зимой 1942-го, в послевоенном 1946-м и заканчивается накануне нового 1960 года. Герои встречаются в уцелевшей после бомбёжек ленинградской квартире Марата. После длительной отлучки Марат (в его роли занят Олег Евтеев) возвращается в застуженную квартиру и обнаруживает на своей кровати спящую незнакомку. Лика (её роль исполняет Ольга Сальникова) жила в соседнем подъезде с бабушкой. Её мама, военный врач, работает во фронтовом госпитале и иногда присылает им посылки, которые спасают их от голодной смерти. Когда часть дома разбомбили и бабушка погибла, 16-летняя Лика перебралась в пустующую квартиру дома. Чтобы как-то согреться, она сожгла в печке-буржуйке всю мебель, деревянную обстановку и даже фотографии в рамках, висевшие на стенах. Деревянные рамки, оказывается, так хороши для растопки! В квартире осталась лишь кровать и печка-буржуйка. Лика же не знала, что хозяин квартиры жив и неожиданно объявится. Между ними возникает симпатия и зарождается пронзительная первая любовь. Их ленинградская идиллия нарушается, когда в одну из тревожных ночей в квартиру вваливается, теряя сознание от голода, обмороженный Леонидик (артист Юрий Гогонин). Они выхаживают его, скормив полученную Ликой посылку. Так образовался этот удивительный в своём искреннем и трепетном отношении друг к другу блокадный треугольник.
Марат и Леонидик в 1943 году ушли воевать, а в 1946-ом вернулись. У Леонидика ампутирована левая рука. Вместо неё – протез, ладонь — в чёрной перчатке. На гимнастёрке поблёскивают боевые медали. Леонидик в короткие часы затишья между боями писал стихи, которыми баловался ещё в юности. Он хочет стать поэтом. Марат с капитанскими погонами и звездой Героя Советского Союза на груди, пожалуй, выглядит предпочтительнее Леонидика. Студентке медицинского института предстоит сделать между ними выбор. И Лика, любя Марата, решает всё-таки соединить свою жизнь с Леонидиком. Не только из-за женской жалости к любящему её человеку, потерявшему на фронте руку. Лика проявляет жертвенность, считая, что она более нужна Леонидику. А сильный и волевой Марат, у которого есть мечта — стать мостостроителем – выстоит и справится и без её неугасимой любви. У него будет интересная работа. Он полюбит другую женщину, женится, создаст семью. Оба героя, жертвуя своим чувством, бегут от собственного счастья. И понадобилось ещё долгих тринадцать лет, чтобы они поняли, что делать этого не стоило. Осознаёт это и Леонидик, для которого любовь к Лике становится непосильным бременем, и уже он, как ранее Марат, благородно уступает жену другу. В финале спектакля, обретая через много лет любимого, Лика обнимает его и произносит в зал фразу: «Ты только не бойся быть счастливым, мой бедный Марат!»
Сергей Арцибашев в театре на Покровке вынес в финал спектакля другую пафосную фразу Марата: «Никогда не опускаться на землю!..» Очевидно, герой Арбузова во времена хрущёвской оттепели мог ещё не растерять своих романтических идеалов. Боюсь, современному рациональному зрителю эта фраза Марата будет непонятна.
Увы, блеск «золотого тельца» для многих молодых людей давно заслонил нравственные идеалы, которым были привержены герои арбузовской пьесы. Для части нынешней молодёжи жизненный успех созвучен с завидной для других материальной роскошью. И более старшие поколения людей, пережившие войну, хрущёвскую и горбачёвскую оттепели и имеющие то, что они имеют, едва ли могут в сегодняшней суровой прозе жизни найти для себя в арбузовской пьесе какие-то ориентиры. Разве лишь окажутся в плену ностальгических воспоминаний о тех временах, когда у молодёжи, и у других советских людей были и идеалы, и энтузиазм, и искренность, и вера в светлое будущее человечества.
Для нас, зрителей, живущих уже в XXI веке, важно понять: что толкает современных режиссёров к новой постановке арбузовской пьесы? Главный режиссёр Ногинского драматического театра Сергей Кутасов придерживается традиционной трактовки этой пьесы, не внося в неё замысловатых модернистских веяний. По-видимому, он хотел в нынешних условиях растерянных духовных ориентиров, когда хруст денежных купюр заменяет людям и национальную идею и суть земного бытия, напомнить нам, что остались немеркнущие нравственные ценности, без которых жизнь человека блекнет и порой становится нудной, постылой и даже обременительной. Любовь в этой пьесе является смыслообразующей ценностью, которую нельзя предавать даже из благих побуждений. Благородное стремление уйти «третьему лишнему» в сторону, чтобы не мешать счастью друзей, может привести к такой драматической коллизии, когда все три героя в результате становятся несчастными людьми. В арбузовской пьесе такого печального финала не происходит. Героиня призывает Марата не бояться быть счастливым. Это вселяет в зрителя надежду, что и Марат, и Лика могут, наконец-то, стать счастливыми. Может, и Леонидик, автор трёх поэтических книг и растерявший свой талант в горькой прозе жизни, уходя от Лики в никуда, не сопьётся и тоже найдёт где-нибудь своё счастье?
Сергей Кутасов занял в этом спектакле трёх молодых актёров, которые старательно воссоздают характеры героев советской эпохи. Пожалуй, наиболее органично это получается у Ольги Сальниковой. Её хрупкая и одновременно сильная Лика вызывает доверие зрителей и в блокадных сценах, и тогда, когда она становится зрелой дамой, осуществив свою мечту стать врачом. Молодые актёры демонстрируют достойный уровень сценической игры, что свидетельствует о хорошей преемственности театральных поколений. Пожалуй, славные традиции Ногинского государственного драматического театра есть кому продолжать и обогащать.

"Мой бедный Марат!"
Категория: Другие газеты | Добавил: Алиса67 (11.11.2011)
Просмотров: 717 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 14.05.2024, 09:00
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Наши польские гастроли [2]
Волхонка [40]
Другие газеты [54]
Друзья сайта

Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 101
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz