Сияющий союз
Сияющий союз
Полвека блистают на сцене Ногинского драматического театра Тамара Гаврилова и Юрий Стосков
Контакт О потрясающем актёре и человеке, народном артисте России Юрии Стоскове мне уже не раз доводилось писать. И каждый раз он поражал меня новыми гранями своего обаяния. Несмотря на занятость, он всегда находил возможность встретиться с местными журналистами. Но вот с его женой – заслуженной артисткой России Тамарой Гавриловой мне раньше встречаться не приходилось. А тут такое дело: в этой актёрской семье знаменательные даты чередовались одна за другой. И юбилей их супружеского союза, и славные годовщины со дня рождения актрисы и актёра, и на сцене нашего театра они покоряют своим великолепным артистизмом сердца ногинчан уже полвека. – Хочу пообщаться с вашей женой, – сказал я Стоскову по телефону. – Какие проблемы, старик, – обнадёжил Юрий Викторович. – Организуем! – А если она не захочет? – Кто в доме хозяин? – грозно вопросил Юрий Викторович. – Заставим! И через пару дней я действительно оказался в квартире звёздной театральной пары. Юрий Викторович тактично удалился в другую комнату, не желая мешать нашему творческому общению. – Тамара Сергеевна, когда и почему вы выбрали для себя витиеватую актёрскую стезю?
Призвание не выбирают. Оно выбирает тебя Папа у актрисы был кадровым военным, всю Великую Отечественную войну служил в фронтовой разведке. После окончания войны его направили в Магадан. Там Тамара закончила с отличием среднюю школу. Увлекалась математикой и химией. И участвовала в школьной самодеятельности – стихи с выражением читала, танцевала, пела, причём не только популярные песни тех лет, но и оперные арии. Папа с мамой очень хотели, чтобы их дочь стала врачом. И послушная девочка по окончании школы поехала в Баку, где она родилась, где жила её бабушка, и там благополучно поступила в медицинский институт. Проучилась год, успешно сдала все экзамены за первый курс и… ничего не сообщив ни бабушке, ни родителям, забрала из медицинского института свои документы и ринулась в Москву. Почему? Да потому, что ей была предначертана актёрская судьба. Призвание не выбирают. Оно выбирает тебя. Восемнадцатилетняя Тамара держала экзамены сразу в несколько московских театральных вузов и во все была принята. Она выбрала Щепкинское театральное училище при Малом театре, где преподавали замечательные театральные педагоги. Она поступила на курс народного артиста СССР Константина Зубова, в то время главного режиссёра Малого театра. Была и ещё одна причина того, что Тамара Гавриловна выбрала Щепкинское училище. В нём преподавала Вера Николаевна Пашенная, которую она знала по радиоспектаклям. Телевидения в то время в СССР ещё не было. В школьные годы Тамаре запала в сердце радиопостановка «Любовь Яровая», в которой Пашенная исполняла главную роль. Кстати, в студенческие годы Тамаре довелось играть отрывок из пьесы Константина Тренёва «Любовь Яровая», который ставила Пашенная. Вера Николаевна была классной актрисой, но режиссура – не её профессия. – Она мучилась с нами, мучилась, – вспоминает Тамара Сергеевна. – А потом вышла на сцену и сыграла так, что мне стало всё понятно в этой роли… Родители до поры до времени не знали, что их дочь поступила в театральное училище. Они переехали в Пятигорск – на новое место службы отца. Тамара приехала к ним во время студенческих каникул. И стала показывать маме фотографии однокурсника Юрия Стоскова. Это были кадры из студенческих этюдов, в которых на первом курсе играла Тамара. Когда дочка уезжала в Москву, мама осторожно спросила: «Томочка, может, ты всё-таки скажешь, где учишься?» Дочка призналась и попросила: «Только папе не говори». Она не хотела его расстраивать. Папа, конечно, всё узнал и, к удивлению дочери, не стал возражать против того, что она избрала актёрскую стезю. Более того, он одобрил выбор дочери, когда она представила родителям обаятельного сокурсника Юрия Стоскова. Впоследствии мужчины стали настоящими друзьями. Юрий Викторович впитывал со всеми нюансами рассказы фронтового разведчика, что очень пригодилось в актёрской карьере, когда ему довелось играть роли советских разведчиков. А как Юрий Викторович добился расположения самой красивой однокурсницы, я допытываться у Тамары Сергеевны не стал. Думаю, что делал он это с творческим драйвом и изобретательно – как и всё, чем он потом был занят в своей жизни, на театральной сцене и на съёмочной площадке. На последнем курсе Юрий Стосков и Тамара Гаврилова стали мужем и женой. Не стал я допытываться также, ставила ли какие-то условия будущему мужу Тамара Сергеевна, когда 55 лет назад согласилась вступить с ним законный брак. Например, чтобы её муж рос в избранной профессии и как минимум стал впоследствии народным артистом Российской Федерации? Может, такого условия она и не ставила. Но в 1985 году Юрий Стосков стал народным артистом России. Чтобы не только жена им гордилась, но и педагоги, которые не зря на них своё время, преподавательское мастерство и опыт щедро тратили. Тамара Сергеевна за всю долгую совместную жизнь ни разу не пожалела о своём выборе. Юрий Викторович стал для неё сверхнадёжным, самым близким и чутким человеком и в личной жизни, и в профессиональной.
Начало сценического пути В 1955 году в Малом театре гастролировал Тамбовский областной драматический театр имени Луначарского. Главный режиссёр этого театра, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Галицкий посмотрел дипломные спектакли выпускников Щепкинского училища и пригласил Тамару Гаврилову и Юрия Стоскова в Тамбов. Молодые актёры приняли приглашение. Первым спектаклем супружеской пары на профессиональной сцене стали «Враги» по пьесе Максима Горького. Юрий Стосков был бесподобен в роли Грекова, а Тамара Гаврилова изумительно сыграла Надю. Только за первые два года работы в этом театре Тамара Гаврилова сыграла девять ролей! Одна их этапных работ этого периода – роль Нилы Снижко в спектакле по пьесе А. Салынского «Барабанщица». Об этой роли молодой актрисы писали в журнале «Театральная жизнь», других центральных изданиях. Гавриловой поступили сразу три предложения из разных театров страны: из родного Баку, Воронежа и Вильнюса. Тамара выбрала Вильнюс. Юрий Викторович поехать с женой в Вильнюс не смог. У него тогда заболел отец, и он вернулся в Москву. В это время он приехал в Ногинск, чтобы подыграть одной из выпускниц Щепкинского училища, которая показывалась на сцене нашего театра. Главный режиссёр Ногинского драматического театра Андрей Муат, по достоинству оценив профессиональный уровень Стоскова, предложил ему место в труппе. Возникла проблема. Тамара Сергеевна успешно играла на сцене Вильнюсского русского драматического театра – за один год четыре главные роли! Ей дали однокомнатную квартиру в столице Литвы. А муж звал её в какой-то неизвестный ей Ногинск. В 1961 году она впервые приехала в наш город посмотреть, каков он, что представляет собой наш театр. И Ногинск стал её второй родиной, где вместе с мужем прожиты самые счастливые годы и у обоих состоялся профессиональный взлёт. Это сейчас понятно, что Тамара Сергеевна сделала правильный выбор. А тогда сделать его помог не только мудрый супруг, но и умнейший режиссёр Андрей Муат. А в выигрыше оказались мы, ногинчане.
Звёздная пара Невозможно в одной статье перечислить все роли, которые сыграли Юрий Стосков и Тамара Гаврилова за 50 лет на сцене нашего театра. Тамара Сергеевна как-то пробовала их считать, но сбилась со счёта. Старожилы нашего города и поклонники театра до сих пор помнят легендарные спектакли и роли, в которых были заняты Стосков и Гаврилова. Тамара Сергеевна вспоминает спектакль по пьесе Леонида Зорина «Варшавская мелодия» в постановке Евгении Кемарской. В ней она играла Гелену, а Юрий Стосков – Виктора. Этот выпущенный в 1968 году спектакль с аншлагами шёл не только в Ногинске, но и в филиале Малого театра в Москве, на гастролях в Киеве, Минске, Кишинёве, Душанбе, Алма-Ате, Семипалатинске, Томске, Омске, Барнауле, Кургане и в других городах. В 60-70 годы в нашем театре работал известный артист и драматург Теодор Лондон. Он в те годы сделал инсценировку по произведению Константина Симонова «Дым Отечества». Юрий Стосков исполнял одну из главных ролей, а медсестру Катю играла Тамара Гаврилова. Константин Симонов приезжал тогда в наш театр на генеральную репетицию и премьеру. Характерный штрих. Фронтовой писатель на репетиции сидел в тёмном зале, один на четвёртом ряду, и внимательно следил за игрой актёров. Юрий Стосков играл фронтовика, который лишился руки и вернулся домой. Когда объявили перекур, Теодор Лондон появился за кулисами и зашептал Стоскову: «Когда была твоя сцена, Симонов вытащил трубку и хотел закурить, чиркнул спичкой, вспомнил, что курить в зале нельзя, и затушил её». Эта деталь очень много значила для Стоскова – значит, его игра тронула Симонова до глубины души. С тех пор, кстати, они подружились. Юрий Стосков не раз бывал в гостях у фронтового журналиста и писателя, фотографировал Симонова, когда тот о чём-то вспоминал. Когда Александр Столпер ставил художественный фильм «Солдатами не рождаются», по рекомендации Константина Симонова на одну из главных ролей – политрука Левашова был приглашён Юрий Стосков. В этом фильме он снимался с Кириллом Лавровым и молодым Сергеем Шакуровым. С тех пор начался и кинематографический путь Юрия Стоскова. Он снялся более чем в сорока художественных и телевизионных фильмах. Много работал с известными кинорежиссёрами Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым, у Александра Бланка снялся в фильмах «Зима в раю» и «Привал странников», у Александра Аравина – в сериале «Московские окна», у Тиграна Кеосаяна – в сериалах «Мужская работа» и в других. Одна из недавних телевизионных работ Юрия Стоскова – военный разведчик в телесериале «Капкан» по сценарию Эдуарда Володарского. Партнёром по фильму был вместе с Александр Абдулов. Для Абдулова эта работа оказалась последней… Сейчас Стосков снимается у Владимира Краснопольского в телесериале «Манна небесная». В наш театр приезжал и гениальный драматург Алексей Арбузов: когда в Ногинске шла его пьеса «В этом милом старом доме», в которой Тамара Гаврилова играла Юлию, а Юрий Стосков – Гусятникова. Арбузов был в восторге от игры ногинских актёров. Тамара Сергеевна помнит и искусствоведа Виталия Вульфа, который специально приезжал в Ногинск посмотреть спектакль «Татуированная роза» по пьесе Теннесси Уильямса. В этом спектакле Гаврилова пронзительно сыграла сложнейшую роль Серафины. Уильямс – один из наиболее любимых драматургов Гавриловой. Ей посчастливилось играть Леди и в другой его пьесе – «Орфей спускается в ад» в постановке Евгении Кемарской. Увы, всех достойных и даже легендарных работ этих двух потрясающих ногинских актёров перечислить в одной статье невозможно. Их можно с ностальгией вспоминать и восхищаться. Любители театра ждут и надеются снова увидеть на ногинской сцене этот фантастический дуэт. Виталий ПОПОВ
Сияющий союз
|
Категория: Другие газеты | Добавил: Алиса67 (15.11.2011)
|
Просмотров: 855 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Форма входа |
|
|
|
Категории раздела |
|
|
|
Друзья сайта |
|
|
|
Мини-чат |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Облако |
|
|
|
Поиск |
|
|
|