Несбывшееся зовёт нас
Несбывшееся зовёт нас
Юбилеи
Заслуженному артисту РФ, актёру Московского областного
театра драмы и комедии Михаилу Руденко – 50 лет.
Михаил Руденко родился в Приморье в семье военнослужащего.
– Мои родители особой склонности к театральному искусству не питали, – признаётся он, – а меня со школьных лет тянуло на сцену.
Когда Михаил учился во Владивостоке в средней школе, педагоги поручали ему организацию творческих вечеров в старших классах.
Он руководил и кружком художественной самодеятельности. Ему не пришлось
долго раздумывать, чему следует посвятить свою жизнь. Он сходу поступил
на театральное отделение в Дальневосточный государственный
педагогический институт искусств (сейчас это Академия искусств).
– Тогда мне было шестнадцать лет, – рассказывает актёр, – и я оказался
самым молодым студентом на нашем курсе.
Деканом театрального отделения этого института в те годы был легендарный
педагог, представитель старой гвардии российских интеллигентов,
профессор Сергей Гиппиус. Он был племянником известной
поэтессы-декадента Зинаиды Гиппиус. Раньше Сергей Васильевич преподавал в
Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии
(ЛГИТМИКе). Михаил с благодарностью вспоминает этого педагога и
считает: ему очень повезло, что на раннем этапе его творческого
становления он имел возможность учиться у этого известного наставника
театральной молодёжи, оставившего после себя много достойных учеников.
Учась на первом курсе института, Михаил стал сотрудничать с театром
юного зрителя во Владивостоке. Играл в ТЮЗе характерные роли. Главным
режиссёром там был талантливый театральный мастер Виктор Коробов,
который тоже сыграл далеко не последнюю роль в творческом становлении
Михаила Руденко.
После окончания института Михаила призвали в армию. Ему повезло – он
проходил срочную службу в военном ансамбле песни и пляски пограничных
войск. Здесь он и танцевал, и выступал в роли конферансье. Ансамбль
объездил все погранзаставы на Курильских островах, Сахалине, Камчатке,
выступал с концертами на пограничных кораблях.
После службы Руденко вернулся во Владивосток. Работал там в ТЮЗе, затем в
Русском драматическом театре в Улан-Удэ, в Ашхабадском драматическом
театре имени Пушкина.
В Ашхабаде он познакомился с замечательным театральным режиссёром
Евгенией Кемарской. В то время она работала главным режиссёром
Ногинского драматического театра. В столице Туркмении у Евгении
Анатольевны были творческие связи, и она ставила в Ашхабаде спектакль по
пьесе Виктора Мережко «Женский стол в охотничьем зале», где Михаил
играл колоритную роль Брызгалова. Евгения Кемарская поставила спектакль
по этой пьесе и в Ногинске. Она много рассказывала в Ашхабаде о нашем
театре, который называли «подмосковным Паневежисом». В те времена слава о
театре в маленьком литовском городе Паневежисе, где делал свои
постановочные шедевры получивший изысканное образование в столице
Франции литовский режиссёр Мильтинис, гремела на всю Европу. Но и наш,
Ногинский театр, был достаточно хорошо известен в стране, много
гастролируя по городам и весям необъятного СССР, иногда даже затмевая
славу некоторых столичных театров.
Евгения Кемарская организовала гастроли Ашхабадского театра в
Подмосковье, включая Ногинск. Михаил влюбился в наш красивый и уютный
город и в наш театр, в царившую здесь благожелательную атмосферу, в
талантливых актёров и актрис, у которых много чему можно было научиться.
Он гостил в Ногинске с женой и двумя тогда маленькими сыновьями,
которые теперь уже стали взрослыми. Сыновья избрали для себя военную
карьеру. Старший больше любит технику, младший – музыкант, служит в
военном оркестре.
Мечта Михаила Руденко перебраться в Подмосковье осуществилась только два года назад. К ней он шёл долго...
После работы в Туркмении Михаил снова вернулся в Приморье...
Помните, у Александра Грина в повести «Бегущая по волнам» рефреном
звучит мысль: рано или поздно, на рассвете или закате лет несбывшееся
зовёт нас. Михаил понимал, что ему надо двигаться вперёд, его натура
алкала свежих впечатлений и деятельных свершений. Он стремился к
покорению новых сияющих вершин. И путь к этим вершинам оказался
нелёгким.
Творческая судьба Михаила Руденко оказалась связана с Кировским
драматическим театром. Когда он работал там, в Киров приехала на
гастроли труппа Ногинского драмтеатра. Интуиция подсказала: это Его
величество случай, это судьба!
Руденко решил продолжить своё профессиональное образование и поступил в
Москве на режиссёрские курсы в Институт переподготовки творческого
состава. Его куратором стал народный артист СССР Сергей Яшин, который
тогда руководил Театром имени Гоголя в Москве, а Евгения Кемарская,
покинув Ногинск, работала в этом театре вторым режиссёром. Судьба их
снова свела.
После окончания режиссёрских курсов Руденко пригласили возглавить
Уссурийский драматический театр. Там не было главного режиссёра, и
Михаил два сезона проработал в этом театре, поставив около десяти
спектаклей, включая детские сказки. Среди наиболее значимых его работ –
постановка спектакля «Зойкина квартира» по пьесе Михаила Булгакова и
«Маленькие трагедии» Александра Пушкина. В театр снова пошли зрители, на
премьерные спектакли в кассах выстраивались очереди за билетами. С
подачи главного режиссёра этот театр стал носить имя известной актрисы
Комиссаржевской.
Незадолго до своей смерти она устроила гастроли по Дальнему Востоку и
Средней Азии, блеснув и Уссурийске. Руденко покинул Уссурийск, оставив
театр на творческом подъёме. Его уже ждали в Ногинске. Заслуженный
артист РФ органично влился в труппу. В спектакле Елены Цыплаковой «Мать
Иисуса» по пьесе Александра Володина он с блеском исполняет роль
Слепого. 20 октября Михаил Руденко был задействован в бенефисе Ирины
Рыжаковой. Он сыграл в её моноспектакле «Я не жалею ни о чём» маленькую,
но выразительную роль бармена. Режиссёр Валентин Варецкий готовит к
постановке новый спектакль, в котором одна из наиболее характерных ролей
предложена Михаилу Руденко. Премьера этого спектакля, по-видимому,
состоится в декабре.
И ещё в Ногинском торгово-экономическом техникуме Руденко преподаёт
культурологию, историю искусств и ведёт студенческую театральную студию
«Жанр». С воспитанниками этой студии он осуществил уже три театральные
постановки – «Алые паруса» Грина, «Беда от нежного сердца» по пьесе
Владимира Соллогуба и «Не покидай меня» по пьесе Алексея Дударева.
Свой 50-летний юбилей актёр, педагог и режиссёр молодёжной театральной
студии «Жанр» встретил в отменной физической и профессиональной форме.
Он пока ещё не раскрыл свой мощный потенциал на сцене нашего театра и
готов к покорению новых творческих вершин. Несбывшееся по-прежнему зовёт
его в неведомые сияющие дали.
Виталий ПОПОВ
Источник: http://volhonka-press.ru/index.php?PageName=%EE%E4%ED%E0%20%F1%F2%F0%E0%ED%E8%F6%E0&PageData=1334&PageBack=index&date=13 |
Категория: Волхонка | Добавил: Алиса67 (02.11.2012)
|
Просмотров: 760
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Форма входа |
|
|
|
Категории раздела |
|
|
|
Друзья сайта |
|
|
|
Мини-чат |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Облако |
|
|
|
Поиск |
|
|
|