"Спасибо театру за радость и боль"
"Спасибо театру за радость и боль"
Юбилей
Нынешний октябрь выдался необычным. Он начался с лёгких и звонких
рассветов, после которых чередой замелькали солнечные дни. Но так
продолжалось недолго. Всё раньше на город стали наваливаться сумерки,
всё чаще накатывать дожди. Улицы и дома окутывала серая дымка. И было не
понять – где земля, а где небо…
Но такого, как в эту ночь, Ирина не видела давно. Среди ночи вдруг
разразилась страшная гроза… Молния огненной ниткой прострачивала тёмное
полотно неба, и тут же кто-то невидимый с треском разрывал его на части.
Ирина стояла у окна своей квартиры, смотрела, как яркие сполохи
метались среди деревьев, а на душе было и тревожно, и радостно. Тревожно
оттого, что в такую погоду вечером их труппа Московского областного
театра драмы и комедии должна была выехать в город Куровское со
спектаклем «Очень простая история». А радостно потому, что она особенно
любила этот взбалмошный, совершенно непредсказуемый и не похожий на
другие месяц. Ирина родилась 16 октября. И потому всё, что было связано с
осенью, принимала всем сердцем, без остатка. Да и как не любить
октябрь, если на всём его протяжении столько фантастических красок в
природе – не счесть! И ещё именно в октябре открывается театральный
сезон. А с театром у Ирины Владимировны Рыжаковой связана вся жизнь…
За тридцать лет на сцене Ирина достигла высот актёрского мастерства.
Зрители хорошо знают её по ролям Ивонны в комедии Жанна Кокто «Ужасные
родители», Розалии Солимине в комедии Эдуардо де Филиппо «Брак
по-итальянски», Сюзанны в трагикомедии Ж. Ануя и М. Митуа «Странный мир
театра», вдовы Куин в комедии Д. Синга «Удалой молодец – гордость
Запада», Макеевны в комедии В. Гуркина «Кадриль», одной из ведущих ролей
в пьесе Марии Ладо «Очень простая история» и многим другим
запоминающимся работам.
А до этого в жизни будущей актрисы были далёкие заснеженные просторы…
– Я – северянка, – рассказывала своим новым друзьям Ирина. – Родители
привезли меня в Магаданскую область, когда я была маленькой девочкой.
Они завербовались на заработки на Север. Тогда многие так поступали.
Там, в посёлке Иультин, я окончила среднюю школу. Мы, ученики, часто
выезжали с концертными бригадами в оленеводческие поселения, где жили
чукчи, эвены и другие северные народности. В школе у нас театрального
кружка не было, а мне очень хотелось выступать на сцене. Дети часто
бывают стеснительными, а я всегда чувствовала себя достаточно
раскованной, слыла заводилой, поэтому меня приглашали на все праздники.
Ирина по сути родилась актрисой. С раннего детства она не представляла
себя вне сцены. Когда в знаменательные дни взрослые дяди и тёти
собирались за праздничным столом, мать с отцом ставили Ирину посреди
комнаты и подбадривали: «Ну, Ира, давай!» И девочка, ни капли не
стесняясь, начинала петь, плясать, читать стихи. Взрослые восторженно
хлопали в ладоши, просили исполнить ещё что-нибудь. Особенно хорошо она
умела подражать голосам людей. Но если этим её наделил Господь, то
прекрасный голос Ирине достался от матери, Нины Ивановны, и отца,
Владимира Евстафьевича. Они с удовольствием выступали на концертах и
всевозможных творческих конкурсах. Там, в одной из поездок агитбригады в
Кемеровскую область, и познакомились. И сразу между ними вспыхнула
любовь. Этот крохотный животрепещущий огонёк с каждой встречей
разгорался всё ярче. Сыграли скромную свадьбу, вскоре родилась желанная
дочь Ира. Она во всём подражала папе и маме, но уже в раннем детстве со
всей силой проявился её неуёмный, взрывной и сильный характер. Если уж
что Ирина решила сделать, всегда непременно доводила до конца. Ребята с
ней чувствовали себя раскованно, весело и непринуждённо. Встречали с
нетерпением, ведь у неё было столько разных придумок! Никогда не
унывающая Ира улыбалась людям искренне и по-доброму, она радовалась
каждому моменту жизни. Взрослые частенько говорили: «Это не девочка –
сплошной праздник!»
Когда после школы она объявила родителям, что хочет поступать на
актёрский факультет Дальневосточного института искусств во Владивостоке,
мать с отцом сразу же одобрили её выбор.
До сих пор Ирина Рыжакова с теплотой и ностальгией вспоминает
студенческие годы. В то время в институте преподавал известный
московский режиссёр Ефим Давыдович Табачников. Он очень много сделал для
становления Рыжаковой как актрисы. Его наставления остались в её памяти
навсегда. Именно он вселил Ирине уверенность, что она справится с любой
ролью, какую бы ни поручили. В то время у неё сформировался красивый
мелодичный голос. Ирина исполняла произведения Грига, Кальмана, Шуберта.
И педагог по вокалу, зная об этом, частенько умоляла: «Ирина, переходи
на вокальный факультет. Господь дал тебе уникальный дар».
Но Ирина всё-таки окончила актёрский факультет и по распределению уехала
работать в Красноярский театр драмы и комедии. Там она вышла замуж. А
после того как родился сын Тимофей, молодая актриса вынуждена была
покинуть красноярскую сцену и перебраться к родителям в город Киржач
Владимирской области. Тогда и Нина Ивановна и Владимир Евстафьевич уже
вышли на пенсию и осели в средней полосе России. Там, в Киржаче, Ирина
узнала, что в Ногинске есть стационарный государственный областной
драматический театр. И решила в него поступить, хотя это было достаточно
сложно. Ведь художественный совет «на показах» скрупулёзно взвешивал:
нужен тот или иной актёр театру или нет. Труппа была спаянной,
монолитной, актёры подбирались в неё очень взвешенно. В то время главным
режиссёром Ногинского театра была Евгения Кемарская. С ней связаны
многие славные страницы в жизни актёрской труппы. Ногинский театр тогда
искусствоведы сравнивали со знаменитым театром Мильтиниса в Паневежисе…
С чем она столкнётся, Ирина, конечно, понимала. Но, как всегда, решила не отступать от задуманного. Позже она вспоминала:
– Евгения Анатольевна Кемарская создала ни с чем не сравнимое лицо
театра. Это был театр Кемарской, как в Москве были театр Юрия Любимова
на Таганке или театр Марка Захарова, который до сих пор носит имя
Ленинского комсомола. Мне очень повезло, что Кемарская приняла меня в
труппу. Я ей тогда сказала: «Возьмите, я умею всё». И режиссёр поверила.
Работа началась с репетиции новогодней ёлки. С тех пор ногинский театр
для Ирины Рыжаковой стал вторым родным домом.
Да и как иначе? Ведь и режиссёр Евгения Кемарская, и актёры отнеслись к
молодой актрисе очень по-доброму. Теодор Лондон много сделал для того,
чтобы Ирина органично вписалась в труппу, способствовал её
профессиональному росту. Покровительствовали Рыжаковой ветераны
театральной сцены – заслуженный работник культуры РСФСР Елена Миронова,
актёры Александр Скалыга, Нина Васильева, Татьяна Михайлова, Марина
Бояринова… С особой теплотой Ирина Рыжакова вспоминает Елену Михайловну
Миронову: «Елена Михайловна была душой театра, а для меня она стала
второй мамой. Сейчас, когда её нет с нами, это очень чувствуется».
– На протяжении многих лет духовным стержнем театра остаётся народный
артист России Юрий Стосков, – делится своими впечатлениями Ирина
Владимировна. – Он уже не один десяток лет на сцене. Стосков, как титан,
со старой гвардией актёров держит наш театр, старается сохранить
лучшее, что в нём есть. Во многом благодаря Юрию Викторовичу мы
чувствуем, что у нас свой, неповторимый, стиль, свой репертуар.
Нельзя сказать, что творческий путь Ирины Рыжаковой был лёгким. Она
прошла через массовки, эпизодические роли, детские сказки. Ей постоянно
приходилось доказывать, что она – актриса широкого драматического
диапазона. И доказала! Не только Евгения Кемарская, но и молодые
режиссёры вскоре убедились в этом. Они стали приглашать Ирину на
значимые и серьёзные роли. Среди таких роль Эми Госуил в трагикомедии
Григория Горина «Кин IV» в постановке Рената Исмаилова. Этот спектакль
вошёл в золотой фонд репертуара Ногинского драмтеатра. Многие знатоки
театральной жизни, которые видели этот спектакль на столичной сцене,
считают, что в исполнении ногинских актёров он смотрится намного
интереснее, ярче, игра талантливых актёров запоминается надолго. А лучше
Юрия Стоскова роль Эдмунда Кина до сих пор никто не сыграл.
Ночная гроза как внезапно накатилась, так и ушла как-то вдруг. К полудню
подул южный порывистый ветер, разогнал тучи, и во всей красе засияло
долгожданное солнце. Так что в Куровское, где ногинские актёры должны
были играть «Очень простую историю», они выехали по хорошей погоде.
Спектакль прошёл успешно. А когда актёры вернулись в Ногинск, состоялась
моя беседа с заслуженной артисткой Московской области Ириной
Владимировной Рыжаковой.
– Наши земляки знают вас как очень одарённую актрису, чтеца-декламатора,
певицу, ведущую многих замечательных праздников. На открытии выставок
работ ногинских художников вы часто читаете стихи вашей подруги, члена
Союза писателей России Татьяны Смирновой. Она много написала прекрасных
стихотворений, посвящённых ногинским актёрам. Читатели знают её цикл
стихов «приподняв завесу тайны». Скажите, с чем вы подошли к своему
юбилею?
– Во-первых, я очень богатый человек. И всё моё богатство – это мой
город Ногинск, который после Чукотки с её красивейшим северным сиянием
стал для меня родным, мои друзья. Среди них – ногинские артисты,
художники, певцы, поэты. И, конечно, мои родные и близкие: мама, Нина
Ивановна, сын Тимофей, его жена Евгения, внук Иван, моя сестра Ольга.
Жаль, что до этого дня не дожил отец, Владимир Евстафьевич. Во время
Великой Отечественной войны, в девятнадцать лет, он ушёл на фронт.
Несколько раз был ранен, потерял ногу. Когда вернулся домой, много лет
трудился на производстве.
– Вы задействованы в двух новых спектаклях: Жана Ануя «Приглашение в
замок» и Михаила Старицкого «За двумя зайцами». Известно, что в ноябре
труппа ногинского театра поедет в Киев со спектаклем «Мать Иисуса». Он
пройдёт с вашим участием. А сегодня в ногинском театре ваш бенефис. Что
увидят поклонники вашего таланта?
– Более двадцати лет я была буквально очарована темой о великой
французской певице Эдит Пиаф. Буквально бредила тем, чтобы показать её
образ на нашей сцене. Она пела всем сердцем. Как будто сама Франция с
её радостями и горестями, трагедиями и смехом рассказывала правду о
себе. Её смерть – большая потеря для всего мирового искусства. Многим её
соотечественникам трудно поверить, что рядом с ними уже нет
«воробышка», как они её называли. Пиаф была, как и ныне здравствующий
Морис Шевалье, частью Франции, частью Парижа. Об Эдит Пиаф можно
говорить часами, и всё будет мало. Мне всегда так хотелось
перевоплотиться в неё. И, наконец, я поняла, что мечты сбываются. Потому
что в мою судьбу вошла иркутский драматург Галина Силина. Она написала
пьесу по рассказам обо мне. Не буду пересказывать её сюжет. Те, кто
сегодня придёт на спектакль, особенно мои друзья, поймут, о чём он…
– Какое ваше главное кредо?
– Труд. Жизнь состоит из движения, вот я и стараюсь никогда не
останавливаться. Сил много. Надеюсь, что и дальше буду нужна нашей
ногинской сцене. И, конечно, от всей души хочу сказать: «Спасибо театру
за радость и боль…» Потому что без этого я не представляю завтрашнего
дня.
Николай ГЛАДЫШЕВ
Источник: http://volhonka-press.ru/index.php?PageName=%EE%E4%ED%E0%20%F1%F2%F0%E0%ED%E8%F6%E0&PageData=1323&PageBack=%F0%E5%E7%F3% |
Категория: Волхонка | Добавил: Алиса67 (02.11.2012)
|
Просмотров: 1179
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Форма входа |
|
|
|
Категории раздела |
|
|
|
Друзья сайта |
|
|
|
Мини-чат |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Облако |
|
|
|
Поиск |
|
|
|