Валерий Лиховид
Призвание не выбирают
Валерий Лиховид 30 лет покоряет зрителей на сцене Ногинского драматического театра
C актёром Валерием Лиховидом мы встретились в его гримёрной после
прогона спектакля «Женитьба» по известной пьесе Гоголя. Её поставил в
2005 году тогда главный режиссёр театра Валентин Варецкий. В этой пьесе
Лиховид не только играет (здесь он занят в роли Кочкарёва). Он ещё и
второй режиссёр спектакля.
После перерыва, вызванного ремонтом стационарного здания театра,
спектакль «Женитьба» вновь введён в репертуар. Поэтому и понадобился
дополнительный прогон. Так я стал зрителем этого чудного спектакля,
получил удовольствие от игры занятых в нём актёров – народного артиста
России Юрия Грубника в роли надворного советника Подколёсина,
заслуженного артиста России Виктора Башинского (экзекутор Яичница),
заслуженного артиста России Виктора Потрясова (моряк Жевакин), Владимира
Драковского (отставной пехотный офицер Анучкин), Марианны Лукиной
(купеческая дочь Агафья Тихоновна) и других. Подивился слаженности
актёрского ансамбля. Узнал, какую важную роль играет свет. Валерий
Лиховид обратился к осветителю, чтобы тот «правильно поставил свет»,
когда он в одной из мизансцен произносил свой коронный монолог.
Красноватый свет так должен был падать на лицо актёра, чтобы зритель
догадался: «Лиховид-то не друга Подколёсина играет, а чёрта!». И, как я
убеждаюсь в последующем разговоре с Валерием Михайловичем, он
действительно играет в этой пьесе роль человека, в которого вселился
чёрт. Его герой с энтузиазмом, энергично отстранив сваху, берётся
устроить женитьбу друга. «Я тебя так женю, что и не услышишь!» – обещает
он Подколёсину. Почему друг блаженствует в холостяках, в то время как
сам Кочкарёв вынужден влачить тяжкие цепи Гиенея? Нет, надо помочь другу
испытать все «жгучие прелести» женатого человека. Пусть Подколёсину
будет так же тяжко, как и ему! И сколько изобретательности проявляет
Кочкарёв, чтобы ускорить ход событий и соединить узами брака Подколёсина
и конфузливую невесту Агафью Тихоновну! Ведь когда ближнему твоему
хорошо, а тебе плохо, надо сделать так, чтобы и ему было плохо!
В премьерном спектакле по пьесе Александра Островского «Доходное место»,
которую поставил главный режиссёр театра Сергей Кутасов, Валерий
Лиховид снова играет чёрта. В пьесе классика отечественной драматургии
этой роли нет. Её ввёл сам режиссёр, художественно переосмыслив и
сегодня очень современную пьесу. Режиссёр придумал новаторскую
конструкцию спектакля. Роль Лиховида обозначена как Неизвестный. Однако
проницательный зритель догадывается, что за таинственный образ создаёт
актёр. Создаёт очень корректно – тонкими штрихами, выверенными жестами,
мимикой. Чёрт в исполнении Лиховида не стремится очаровать главных и
второстепенных лиц манящими «цветами зла». Каждый из персонажей
самостоятельно делает свой выбор на пути к благосостоянию, к
естественному для чиновничьей среды взяточничеству, которое ведёт их к
материальному процветанию. «Да это и не взятки вовсе! – уверена вдова
коллежского асессора Фелисата Герасимовна Кукушкина (её роль колоритно
исполняет заслуженная артистка России Надежда Гуртовенко). – Это
благодарность за труды и хлопоты!»
Чёрт Валерия Лиховида со зловещей мизансцены начинает действо и в конце
спектакля с такой же символической значимостью его закольцовывает. В
течение спектакля он ненавязчиво появляется на сцене 32 раза! Незнакомец
молча раскуривает сигару и попыхивает клубами дыма, и табачный запах
проникает со сцены в зал. Чёрт как бы говорит: «Живи и помни:
когда-нибудь ты умрёшь и придётся отвечать за свои поступки... Если не в
этой жизни, то в загробном мире...» Этот постулат обращён к нам,
зрителям.
Зато как вольготно фрондёрствуют на сцене непотопляемые чиновники
Аристарх Владимирович Вышневский (Виктор Башинский) и Аким Акимыч Юсов
(Юрий Грубник). У Островского, как мы помним, автор приводит этих героев
к закономерному краху – за казнокрадство и мздоимство их ждёт
неизбежный суд. Но в современной интерпретации пьесы режиссёр акценты
расставляет иные: «Кого под суд? – бестрепетно ёрничают на сцене
Вышневский и Юсов. – Нас? Да мы неподсудны!» Это в XIX веке их ждало бы
неминуемое судебное наказание, а в нынешние времена, когда Фемида в
нашей стране бдит избирательно, чиновники уверены: пока «сверху» не дана
команда «мочить», с помощью всесильных протеже они выйдут из воды
сухими.
Беседовать с Валерием Лиховидом – одно удовольствие. Он – неисчерпаем.
«Если и музыка нас покинет, что будет тогда с нашим миром?» – цитирует
он Гоголя. О Гоголе ли, Островском, Чехове, Шварце, Горине, иных мэтрах
драматургии с ним можно говорить часами. Лиховид прекрасно разбирается в
теории театра. Оперируя системой Станиславского, он, пожалуй, любой
известный спектакль или роль (из постановок отечественной и мировой
классики) может разобрать, что называется, «по косточкам».
– Правда жизни на сцене не самоцель, – уверен Лиховид. – Правда чувств
должна быть! Мы, актёры, как хорошо настроенные музыкальные инструменты,
задаём условия игры. От нас зависит, какие чувства возникают у зрителей
в зале. Любая пьеса, по сути, укладывается в анекдот, как, допустим, у
Гоголя или у Островского. Гоголь даёт ключ к жанру. Музыка его текста
задаёт ритм. И вдруг – бац! Фрак-то готов! Пора жениться!.. – это
Лиховид рассуждает по поводу «Женитьбы» Гоголя. – Подколёсин в последний
момент выскакивает из-под колеса судьбы – сигает из дома невесты в
распахнутое окно, спасается постыдным бегством! Согласитесь, нам бы
многим хотелось, чтобы что-то изменилось в нашей жизни к лучшему, но мы
сами не хотим делать для этого никаких усилий...
Разговор заходит и о катарсисе – очищении, которое должно произойти в
душах зрителей через потрясение, вызванное игрой актёров. У того же
Гоголя или Островского катарсис заложен в самой драматургии. Актёры же –
передаточный механизм от заложенной в пьесе идеи к психологической
глубине создаваемых актёрами образов.
Однако я тяну Лиховида от катарсиса к истокам его актёрской судьбы – выпытываю, как и в каком возрасте он решил стать артистом?
Ещё в первом классе на избитый вопрос взрослых о том, кем он хочет
стать, Валерий отвечал: «Артистом!» И ведь стал! Кто ему помог?
Наверное, раздумывает актёр, сказалось влияние мамы. Тамара Пантелеевна
отдала сына в детскую музыкальную школу, где Валерий учился по классу
скрипки. Она устраивала детские уличные представления, для которых сама
писала сценарии и выступала в качестве режиссёра.
Родился Валерий в 1959 году в Краснодаре, но в двухлетнем возрасте мама
со старшей сестрой Светой отправила его в Кисловодск к бабушке, Татьяне
Митрофановне, куда впоследствии переселилась вся их семья.
В Кисловодске в санаториях и пансионатах были летние кинотеатры, в
которых крутились отечественные и зарубежные фильмы. Конечно, Лиховид
посмотрел и экзотического «Тарзана», и «Маугли». Потрясающие возможности
искусства кино сказались на игре его воображения. Учительница по
литературе заметила, что Валерий очень любит поэзию Лермонтова, и стала
просить его на школьных вечерах почитать классика. Валерий с чувством
читал «Я не унижусь пред тобою», «Бородино», «Выхожу один я на дорогу»,
отрывки из «Мцыри» и «Демона». С одноклассницей они подготовили к
какому-то празднику отрывок из «Маскарада».
С юных лет в нём зажглась «театральная искра», которая впоследствии
привела его в Москву, где он стал студентом Высшего театрального училища
имени Щепкина при Малом академическом театре. И об этом выборе он
никогда не жалел. Их курс вёл легендарный театральный мастер Владимир
Багратович Монахов. Валерий учился на одном курсе с Олегом Меньшиковым,
Игорем Волковым, Юрием Грубником, Виктором Башинским, Андреем Троицким и
другими увлечёнными театром ребятами. Будучи студентами, они играли
эпизодические роли на сцене Малого театра с такими актёрами, как Игорь
Ильинский, Михаил Царёв, Елена Гоголева, Валерий Носик, Виктор Павлов,
братья Юрий и Виталий Соломины, у которых, без сомнения, можно было
очень многому научиться.
– Это было для нас великолепной школой, – вспоминает Валерий Лиховид. – Они приподнимали нас.
Теперь, после тридцати лет работы в Ногинском драматическом театре,
Валерий Лиховид с однокурсниками по Щепкинскому училищу Юрием Грубником,
Виктором Башинским, Андреем Троицким и другими замечательными артистами
нашей труппы уже сами стали мэтрами и щедро передают молодёжи
накопленный опыт. Валерий Лиховид занят во многих спектаклях
сегодняшнего репертуара. Стоит вспомнить его блистательные работы в
спектаклях по трагикомедии Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы», по
пьесе Григория Горина «Кин IV», в комедиях Мольера «Мещанин во
дворянстве», Шекспира «Мера за меру», Эдуардо де Филиппо «Брак
по-итальянски» и многих других. В изумительной постановке пьесы Э.
Ионеско «... Да здравствует король» Валерий Лиховид не только мастерски
играет роли доктора, палача, бактериолога и астролога, но и создаёт
вместе с Андреем Троицким все декорации. Спектакль для детей «Красная
Шапочка» по пьесе Евгения Шварца он поставил уже как
режиссёр-постановщик.
Восхождение актёра к вершинам театрального искусства продолжается. Этот процесс не знает границ...
Виталий ПОПОВ Фото Дмитрия АБРАМОВА
|
Категория: Волхонка | Добавил: noginskiteatr (16.10.2011)
|
Просмотров: 1540
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Форма входа |
|
|
|
Категории раздела |
|
|
|
Друзья сайта |
|
|
|
Мини-чат |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Облако |
|
|
|
Поиск |
|
|
|